Особенности подросткового возраста:
• предельная самонадеянность;
• повышенная чувствительность к оценке посторонних;
• внешнее бунтарство;
• эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
• противоречивость поведения;
• борьба с общепринятыми правилами;
• поиск себя и стремление к самоутверждению;
• склонность к риску;
• подверженность влиянию со стороны сверстников;
• стремление объединяться в группы.
Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:
Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
Экстремальное селфи — фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.
Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:
• возрастные особенности подросткового периода;
• личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
• особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
• неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
• стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.
На что стоит обратить внимание педагогу:
• специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
• фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
• обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
• категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
• грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.
Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?
• Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
• Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
• Пообщайтесь с самим учеником.
• Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
• Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.
Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?
• Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
• Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
• Проведите индивидуальную беседу с учеником.
Как разговаривать с подростком?
• Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
• Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
• Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
• Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
• Не навязывайте своё мнение.
• Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
• Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.