РБ., г.Мозырь, ул.Ульяновская, 25

Школьная тревожность и психоэмоциональное здоровье ребенка

Тревожность – индивидуально-психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые к этому не располагают

Школьная тревожность – волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников

Особенности поведения детей с высоким уровнем тревожности:

1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителям, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо.

2. Успевающие школьники, которые удовлетворительно вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться. У них появляется депрессия, апатия, повышенная раздражительность.

3. Школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, беспокойные навязчивые движения, ранимость, самокритичность

Тревожность проявляется в повышенном напряжении, неуверенности в себе, боязни всего нового, чувствительности к оценкам окружающих, снижении результативности деятельности в ответственных ситуациях.

Тревожность может проявляться и соматическими проблемами, такими, как боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, поверхностное дыхание.

Причины высокого уровня тревожности:

Личностная, биологически обусловленная предрасположенность

Отношения с учителем

Проблемы взаимоотношений в классе

Семейная обстановка:

— семейное неблагополучие (асоциальность семьи, развод родителей и др.);

— противоречивые требования к ребенку, предъявляемые родителями либо родителями и школой;

— неадекватные (чаще всего завышенные) требования;

— высокая тревожность родителей (матери в первую очередь)

Замечена так же зависимость уровня тревожности детей от удовлетворенности родителей работой, жилищных условий, материального положения, стиля родительского воспитания.

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми

Физическое развитие ребенка, укрепление нервной системы спортивными занятиями и упражнениями (родители + дети)

Помочь найти ту сферу деятельности, которая обеспечит ребенку максимальный успех и возможность самоутверждения

Не зацикливаться на школьных отметках ребенка, при необходимости – снижать их ценность , подчеркивая важность трудолюбия, знаний, которые стоят за отметками. Интересоваться другими сферами школьной жизни.

Избегать ситуаций сравнения ребенка с другими детьми; лучше сравнивать достигнутые результаты ребенка с предыдущими

Соответствие требований способностям, возможностям ребенка

Постараться снизить количество замечаний, отказаться от грубых высказываний; использовать тактильные контакты в общении как знак поддержки и одобрения

Использовать наказание лишь в крайних случаях: наказывая, не унижать

Ежедневно замечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи; отмечать их в присутствии других детей

Оберегать неокрепшую психику ребенка от семейных конфликтов; не использовать его для отреагирования собственных проблем и эмоционального неблагополучия

Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на жизненные трудности.

Государственное учреждение образования