РБ., г.Мозырь, ул.Ульяновская, 25

Помочь остаться в этой жизни. Профилактика суицидального поведения учащихся

Самоубийство (суицид) — намеренное, осознанное лишение себя жизни, приводящее к смерти.

Суицидальная попытка (парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) — это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое не привело к смерти.

Суицидальное поведение – направленное на себя агрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, и мотивом которого является явное или скрытое стремление к смерти.

До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В то же время, только 10% детей на самом деле хотят свести счеты с жизнью. Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям, друзьям, своей неразделенной любви, «пошантажировать» взрослых, иногда — просто обратить внимание близких людей на собственное существование.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

— с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

— злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

— с затяжным депрессивным состоянием;

— сверхкритичные к себе подростки;

— страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

— фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

— страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

— из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

— из семей, в которых были случаи суицидов.

Распознать суицидальные намерения порою довольно сложно. Родители и учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный шаг ребенка, необходимо знать косвенные признаки суицидальной готовности, к которым относятся:

— наличие самоповреждений кожных покровов (порезы, царапины, сигаретные ожоги, рисунки и надписи)

— интерес к сайтам, вступление в виртуальные группы с суицидальным контентом

— необычное снижение активности, апатия, безволие;

— пренебрежение собственным видом, неряшливость;

— появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

— резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других людей, беспричинные слезы;

— внезапное снижение успеваемости;

— плохое поведение в школе, нарушение дисциплины, частые и необъяснимые прогулы;

— проблемы со сном, ночные кошмары либо бессонница;

— склонность к риску, опрометчивым поступкам;

— потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;

— безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;

— стремление «привести дела в порядок», подвести какие-то итоги, попросить прощения «за все плохое, что было»;

— самообвинения либо, наоборот, признания в беспомощности, зависимости от других людей;

— шутки и иронические высказывания либо «философские» размышления на тему смерти;

— фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится.

Если наблюдаются хотя бы 2 из них, на подростка нужно обратить особое внимание.

Необходимо:

информировать родственников подростка о возможном суициде, непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;

обеспечить консультации детского психолога, психиатра или психотерапевта;

побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, выслушать его, внимательно воспринять каждую жалобу, не пренебрегать тем, что может показаться несерьезным;

прямо спросить о суицидальных мыслях, намерениях, планах, попытках самоубийства в прошлом;

определить, чего ожидает ребенок от своего поступка, что хочет изменить в себе, окружающих, сложившейся ситуации

предложить конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», — попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

В доверительной беседе ребенку необходимо объяснить, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут позитивно повлиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую поддержку.

Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетворенности, которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце каждой беседы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Мы должны научиться слушать и, главное, слышать детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

Государственное учреждение образования